Описание технического решения системы линейной телемеханики для напорных нефтепроводов на базе контроллеров MOSCAD и "СИРИУС-СКАДА" на нефтепроводе "Южная часть Приобского м/р - точка врезки в нефтепровод УБО-1" для ОАО "Сибнефть-ННГ".
Узел пуска-приёма очистного устройства
Общая характеристика объекта автоматизации:
Система линейной телемеханики напорного нефтепровода "Южная часть Приобского м/р - точка врезки в нефтепровод УБО-1" ОАО "Сибнефть-ННГ" охватывает следующие объекты:
- Диспетчерский пункт нефтепровода на НПС "Приобская"
- 11 линейных КП нефтепровода на 1, 2, 3 задвижки
- 3 КП узлов пуска-приема очистного устройства на 6, 8 и 10 задвижек
- 1 отдельно стоящий КРУН на 65км нефтепровода
- 3 базовые станции УКВ-связи.
Главная мнемосхема нефтепровода "Южная часть Приобского месторождения - нефтепровод УБО-1"
Объемы обрабатываемой информации:
С линейных КП на 1, 2, 3 задвижки собирается следующий объем информации:
- До 32 дискретных входов.
- До 4 аналоговых входов.
- До 16 дискретных выходов.
Контроллеры узлов пуска-приема очистного устройства рассчитаны на 6,8 и 10 задвижек и имеют существенно больший информационный объем:
- До 76 дискретных входов.
- До 5 аналоговых входов.
- До 32 дискретных выходов.
- 2 счетных входа.
Контроллер КРУН на 65 км нефтепровода имеет минимальный объем информации:
- 4 дискретных входа
- 3 дискретных выхода
- 2 счетных входа
Мнемосхема узла пуска-приёма очистного устройства (линейный узел 129 км)
Особенности проекта:
- Предоставление информации о объектах нефтепровода диспетчерскому персоналу НПС "Приобская" и вывод информации по технологии ОРС в систему АСУТП ОАО "Сибнефть-ННГ", а также оператору НПС "Демьянская" и далее в систему АСУТП ОАО "Сибнефтепровод".
- Разделение функций управления объектами энергетики и технологическими объектами при помощи разграничения уровней доступа и системы паролирования.
- Реализация механизма тревог по наиболее важной и критической информации (несанкционированный доступ, несанкционированное изменение положения задвижек и т.д.).
- Реализация алгоритма "двойного ТУ" для управления задвижками линейной части нефтепровода, т.е. программное исполнение подготовительной команды на КП.
- Мощное резервирование электропитания на КП (аккумуляторные батареи на 150Ач).
- Наличие местной индикации положения задвижек на лицевой панели шкафов телемеханики.
- Реализация алгоритма автоматического отключения насоса откачки утечек.
Мнемосхема структуры связи напорного нефтепровода
Особенности структурной схемы:
- Три базовых станции УКВ-связи, соединенные между собой посредством РРЛ, охватывают три зоны радиосвязи нефтепровода. Контроллеры MOSCAD FIU на базовых станциях управляют потоками информации с КП соответствующей радиозоны, перенаправляя их в РРЛ.
- Использование эстафетной передачи данных с КП 224 км УБО-1 на КП 129км, с последующим разветвлением информации на НПС "Приобская" через базовую станцию 95 км и на НПС "Демьянская" позволил избежать затрат на возведение мачты связи на КП 224 км УБО-1 и предоставил возможность получать информацию в двух диспетчерских пунктах одновременно.
Шкаф управления задвижками нефтепровода
Используемое ПО:
- ОС QNX, графическая оболочка QNX-Windows;
- SCADA-пакет "СИРИУС-СКАДА";
- ПТК MOSCAD Моторола;
- программы и утилиты собственной разработки;